Минпросвещения утвердило новую ФОП ДО (приказ Минпросвещения от 25.11.2022 № 1028). ФОП ДО определяет объем, содержание, планируемые результаты обязательной части образовательной программы дошкольного образования, которую реализует детский сад. ФОП ДО заменит примерную ООП ДО. ФОП должны соответствовать все программы во всех детских садах с 1 сентября 2023 года.
Из-за новой ФОП изменили также Порядок дошкольного образования и Закон «Об образовании в Российской Федерации» (приказ Минпросвещения от 01.12.2022 № 1048, Федеральный закон от 24.09.2022 № 371-ФЗ). В Порядке уточнили, что образовательную программу нужно разрабатывать в соответствии с ФОП. Также прописали, что содержание и планируемые результаты программ детских садов должны быть не ниже, чем в ФОП. В Закон об образовании ввели новое понятие «федеральная основная общеобразовательная программа». Несмотря на такую формулировку в Законе об образовании, ведомство использует название «федеральная образовательная программа» и аббревиатуру ФОП.
Теперь ФГОС ДО – основа для разработки ФОП ДО и образовательной программы детского сада. Содержание программы ДОО должно обеспечивать физическое и психическое развитие детей в различных видах деятельности, а не как раньше «развитие личности, мотивации и способностей детей». Образовательные области следует рассматривать как направления обучения и воспитания детей, а не развития и образования. Обязательную часть своей программы согласно ФГОС ДО детские сады должны будут оформлять в виде ссылки на федеральную программу.
Названия и количество образовательных областей не измелись, а содержание каждой из них в Стандарте теперь соответствует ФОП ДО. Также авторы изменений дополнили виды детской деятельности, в которых педагоги могут реализовывать содержание образовательных областей в зависимости от возраста детей. Обновили ссылки на актуальные СанПиН 1.2.3685-21 и СП 2.4.3648-20, которым должен соответствовать максимально допустимый объем образовательной нагрузки.
Вместо двух блоков целевых ориентиров для младенческого и раннего возраста и на этапе завершения дошкольного образования теперь ФГОС ДО предусматривает три блока. Целевые ориентиры для младенческого и раннего возраста отделили друг от друга и внесли в текст отдельными блоками.
Федеральная образовательная программа (ФОП) определяет объем обязательной части образовательных программ детских садов. Данный раздел включает задачи и содержание образовательной деятельности по каждой из образовательных областей. Также разработчики описали в нем вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы и особенности образовательной деятельности и культурных практик. В качестве отдельных пунктов в содержательный раздел включили способы, как поддерживать детскую инициативу, направления, по которым нужно взаимодействовать с родителями, коррекционно-развивающую работу и федеральную рабочую программу воспитания. Всего в содержательном разделе ФОП ДО семь пунктов.
Задачи и содержание обучения и воспитания по образовательным областям. ФОП ДО предусматривает те же образовательные области, что и ФГОС, – здесь нет никаких изменений. Но содержание образовательной деятельности по областям разработчики описали для детей от 2 месяцев до 7 лет. Кроме задач и содержания образовательной деятельности, в каждой образовательной области теперь еще есть задачи воспитания.
Формы, способы, методы, средства реализации ФОП ДО. Педагоги вправе выбирать их самостоятельно. Главное, чтобы они соответствовали возрасту и индивидуальным особенностям детей, целям и задачам образовательной деятельности.
Образовательная деятельность и культурные практики. В этом пункте разработчики определили понятие «занятие», указали на потенциал игры для разностороннего развития детей. Обозначили возможности культурных практик.
Поддержка детской инициативы. Во ФГОС ДО поддержка инициативы детей в различных видах деятельности – один из основных принципов. Теперь в федеральной программе – это отдельный пункт в содержательном разделе.
Взаимодействие с родителями. Этот пункт содержит основные направления и формы взаимодействия с семьей. Также разработчики сделали акцент на принципах, которым должны следовать педагоги в работе с родителями.
Коррекционно-развивающая работа. Согласно ФОП ДО коррекционно-развивающая работа предусматривает: коррекцию нарушений развития детей, квалифицированную помощь в освоении программы, разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей и их социальную адаптацию. Коррекционно-развивающая работа охватывает различные категории воспитанников, в том числе детей с ООП, с ОВЗ, детей-инвалидов.
Подробнее о коррекционно-развивающей работе по ФОП ДО и федеральной рабочей программе воспитания расскажем в апрельском номере
Федеральная рабочая программа воспитания. Теперь она входит в содержательный раздел ФОП ДО. Федеральная рабочая программа воспитания раскрывает задачи и направления воспитательной работы, предусматривает приобщение детей к российским традиционным духовным ценностям. В содержании программы есть изменения. Например, разработчики добавили еще одно направление воспитания.